Кольца из кандалов.
Часть 2
Фильм девятый из документального цикла «Декабристы: живые истории»
В 1837 году в Иркутск из Санкт-Петербурга прибыл необычный груз — рояль. Его отправил Марии Николаевне Волконской брат, Александр Раевский. Инструмент предназначался для «достойного оформления музыкального салона» — пространства, которое княгиня задумала как мост между своей прошлой столичной жизнью и новой сибирской реальностью.
Музыкальный салон стал для Марии Волконской способом вновь войти в высший свет Иркутска. И ей это удалось. Во многом — благодаря редкому совпадению обстоятельств: генерал-губернатором Восточной Сибири в то время был Николай Муравьёв-Амурский, человек образованный и дальновидный. Он прекрасно понимал, с кем его свела судьба. Княгиня Волконская принадлежала к высшей аристократии Российской империи: дочь героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, правнучка Михаила Ломоносова по материнской линии, женщина с безупречными манерами, образованием и тонким художественным вкусом.

Она не утратила и личного обаяния — того самого магнетизма, которым восхищались современники, включая Пушкина. Вокруг неё словно сами собой собирались яркие, мыслящие, талантливые люди. В конце 1840-х годов салон Волконской стал одним из главных культурных центров Иркутска. Здесь читали стихи Пушкина, обсуждали русскую словесность, философию и богословие, звучала музыка, проходили литературные и лингвистические споры. В этом доме выступали гастролёры, порой даже раньше, чем в генерал-губернаторском доме.
С годами Волконская становилась более сдержанной и замкнутой. В письмах она признавалась: «Я совершенно потеряла живость характера… мне всё равно, лишь бы только мои дети были здоровы». И дети действительно радовали. В 1849 году сын Михаил окончил гимназию с отличием и был принят чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе. В доме Волконских для него был устроен парадный кабинет с большим столом и богатой библиотекой — юноша много ездил по командировкам и писал подробные отчёты.

Мария Николаевна заботилась и о судьбе дочери Елены. Она настояла на браке с молодым чиновником Дмитрием Молчановым, прибывшим из Петербурга. Несмотря на слухи о его легкомыслии, княгиня считала партию достойной. В этом доме родился внук Серёжа — при реставрации рояля в нём даже нашли детский деревянный кубик, вероятно, когда-то заброшенный внутрь маленькими руками.

Но семейное счастье оказалось недолгим. Молчанов был обвинён во взяточничестве, тяжёлое расследование подорвало его здоровье, и вскоре он умер.
Со временем всё заметнее расходились и интересы супругов Волконских. Сергея Григорьевича всё больше увлекали хозяйство, теплицы, земля и судьбы крестьян — он мечтал об их освобождении. Мария Николаевна же продолжала удерживать вокруг дома атмосферу культуры и светской жизни. Иногда это рождало тихие, почти бытовые конфликты: князь мог появиться в своём изысканном кабинете с садовыми орудиями и в грязных сапогах — к большому огорчению жены.

Были ли они счастливы? Историки сходятся в одном: Мария Николаевна прожила ту жизнь, которую выбрала сама — по велению сердца и долга. Она никогда не упрекала мужа за сломанную судьбу, хотя Сергей Григорьевич до конца жизни ощущал вину за то, что его путь стал для неё таким тяжёлым.
Они прожили вместе 38 лет — лет испытаний, утрат и тихих радостей. И сумели сделать почти невозможное: превратить каторжные кандалы в символы любви.
Мини-сериал «Из глубины сибирских руд» был подготовлен ТРК «Плеяда»:
  • авторы сценария: Ирина Семашко, Анастасия Мрдвинова, Наталья Лахреева, Татьяна Сухоцкая
  • режиссёры: Игорь Холодков, Юлия Маврина, Леонид Глазунов, Светлана Королёва, Ирина Хоничева
  • оператор: Леонид Дронов
  • исполнительный директор: Сергей Спиридонов
  • продюсер: Наталия Спиридонова
о ZabNews
ZabNews — медиа о людях, смыслах и истории, созданное в Забайкалье. Мы верим в силу локальных историй и сохраняем память о тех, кто сделал наш край таким, каким он стал
Дизайн, вёрстка и текстовое наполнение лонгрида - Ирина Цынгуева
Для иллюстраций использованы кадры из фильма.